молоток судьи

Многие слышали про закон «О рекламе»1 , но мало кто его читал. В прошлом году незнание обошлось российским рекламодателям в сумму более 120 млн.руб. Причиной штрафа, размер которого – до полумиллиона рублей – может стать одно слово или фраза. Рассмотрим самые типичные случаи нарушения закона «О рекламе», о которых рекламодатели часто не догадываются.

Некорректное сравнение с конкурентами

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (п.1 ч.3 ст. 5 закона «О рекламе»).

Речь идет о бездоказательном использовании в рекламе слов «первый», «лучший», «номер 1», «лидер», «главный» (за исключением названий – Хлебозавод №1). Например:

  • «Лучше всех – дешевле многих».
  • «Лучший в твоем городе».
  • «Туроператор номер 1».
  • «Самые низкие цены в столице».
  • «У нас быстрее, дешевле и качественнее».

Заявления компаний о превосходстве не подкреплены фактами – это нарушение закона «О рекламе». Сравните с рекламой автомобилей Форд Фокус:

Ford Focus. №1 в России*

*В 2010 году Ford Focus в седьмой раз стал самой популярной иномаркой в России. По данным АЕБ (Ассоциации Европейского Бизнеса).

Под звездочкой приведено доказательство, и к рекламе не может быть претензий. Если подтверждающих слова фактов нет, лучше использовать обтекаемые формулировки: «Carlsberg. Пожалуй, лучшее пиво в мире».

Иностранные слова

В рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации (п.1 ч.5 ст.5 закона «О рекламе»).

Рядом с иностранным словом должен быть его русский эквивалент, даже если кажется, что перевод знают все. Московская компания «Трейд ритейл» была оштрафована на 100 тыс.руб. за нарушение закона «О рекламе» только потому, что разместила в витринах магазинов слово Discount без перевода.2 В отношении столичного ресторана Bar BQ Café завели дело из-за того, что в наружной рекламе заведения оказалось слово Halloween.3 Непонятно, как следовало бы перевести это название, но закон есть закон.

Введение потребителя в заблуждение

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара (п.4 ч.3 ст.5 закона «О рекламе»).

Речь идет о ложной информации или «недосказанностях». Например, в рекламе указана одна цена, а в реальности заказчик получает счет на большую сумму. Если потребитель (или конкурент) подаст жалобу, рекламодателя могут оштрафовать. В Новосибирске заказчица рольставен получила счет на сумму, на 2 тыс. руб. большую заявленной в рекламе. Оказалось, что в рекламе была указана цена установки в панельном доме, тогда как в кирпичном доме стоимость работ выше. Однако информация об этом в рекламе отсутствовала, и в отношении организации начали административное дело. Стоило написать: «Стоимость установки – от … руб.» – и нарушения закона «О рекламе» бы не было.4

Нецензурная лексика

В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений(ч.6 ст.5 закона «О рекламе»).

Некоторые рекламодатели предполагают, что штрафуют только за мат. Увы, навлечь штраф может даже неуместное упоминание в рекламе «пятой точки».5 Здесь все просто – будьте культурны.

Цены в иностранной валюте

В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте (п.1 ч.7 ст.5 закона «О рекламе»).

В 2009 году по результатам масштабной проверки на ряд туристических компаний был наложен штраф за указание цен на туры в евро и долларах.6 Если по каким-то причинам нет возможности указать цены в рублях, укажите, что предложение не является ни рекламой, ни офертой.

Это лишь некоторые примеры нарушения закона «О рекламе». Подводя итоги, отметим, что основной источник проблем – это недостаточно высокое качество рекламы. Российские рекламодатели часто делают рекламу сами, задействуя сотрудников, не знающих законодательство в этой области. Результат – убытки от штрафов вместо желанной прибыли. Чтобы реклама работала за, а не против вас, стоит заказывать ее специалистам.

  1. http://www.consultant.ru/popular/advert/
  2. http://pravo.ru/news/view/52587/
  3. http://www.advesti.ru/news/conflict/8112010yaposha/
  4. http://www.gorn.ru/archive/2008/3/article7444.html
  5. http://www.nakanune.ru/news/2009/5/21/2157108
  6. http://www.fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_26118.html




Rss Commenti

Нет ответов

Оставить комментарий







Реклама:


Создание и продвижение сайта – агентство Brave
© 2007 – 2017