- Опубликовано:15.12.2022
- Комментарии:
4 Комментария - Рубрика:
Обзоры сервисов - Просмотров: 803
В процессе выбора CRM часто появляется множество вопросов. Какие есть бесплатные сервисы, что выбрать и есть ли у данных систем подводные камни? Мы собрали ответы на основные вопросы, а также – список популярных решений для микро и малого бизнеса в сфере торговли, услуг, производства, логистики, ИТ, интернет-торговли и других. В комментариях под статьей можно задать свои вопросы.
Содержание:
- Когда нужна CRM-система (простой тест)
- Обзор 12 CRM для малого бизнеса
- Какую программу лучше выбрать и на что обратить внимание?
- Рейтинг CRM-систем для малого бизнеса
- Какие есть бесплатные решения на рынке?
- Как правильно внедрить программу?
Когда малому бизнесу нужна CRM-система?
Пройдите простой тест в таблице ниже, чтобы понять, нужна ли вам такая программа:
Когда нужна: |
Когда не нужна: |
|
|
Какие задачи может решать CRM?
- Создание и ведение базы клиентов, где фиксируется вся информация о работе с покупателем вплоть до договоренностей и даты переговоров.
- Управление коммуникациями с клиентами.
- Отслеживание всех сделок и этапов, на которых они находятся.
- Определение этапа воронки продаж, на каком отсеивается больше всего покупателей. Выявление узких мест, которые мешают росту продаж.
- Организация совместной работы сотрудников. Постановка задач подчиненным, контроль их выполнения. Внедрение единой базы внутренних документов (корпоративных справочников, регламентов и т.д.).
- Управление финансами, аналитика, создание различных отчетов.
Обзор 12 CRM для малого бизнеса
Отдельно можно посмотреть более подробный рейтинг лучших СРМ и список бесплатных сервисов.
Название и ссылка на систему |
Особенности |
Стоимость на момент подготовки обзора |
Считается одной из лучших CRM на российском рынке. Пользователи в отзывах отмечают удобный интерфейс, функциональность, хорошую техническую поддержку. Подходит для сферы услуг, производства, торговли, агентского бизнеса. Позволяет управлять продажами, контролировать персонал, повышать эффективность компании. |
Облако – от 384 руб. в месяц за пользователя. Коробка – от 45000 руб. за 10 лицензий. |
|
Имеет 18 отраслевых решений, в том числе для интернет-магазина, агентства недвижимости, производства, автосервиса, фитнес-клуба, строительной организации, сферы услуг, юридической консультации, транспортной компании, турагентства, Call-центра, типографии, ИТ-компании, веб-студии, клиники, курьерской службы, образования. Имеется бесплатная версия без ограничений по времени и числу сотрудников. |
От 2990 руб. в месяц. Число пользователей не ограничивается. |
|
По заявлению разработчиков, «Клиентскую базу» можно внедрить самостоятельно без привлечения программистов. Есть готовые решения для малого бизнеса. Можно арендовать или купить коробочную версию. |
От 990 рублей в месяц (1 пользователь) |
|
Ориентирована на автоматизацию и повышение эффективности отделов продаж. Все версии платные. |
От 499 руб. в месяц за 1 польз. |
|
Яндекс.Трекер (сервис для организации совместной работы) |
Таск-трекер от Яндекса с бесплатной версией для малых компаний со штатом до 5 человек. Позволяет управлять задачами сотрудников и контролировать их работу. Не является полноценной СРМ (нет возможности вести базу клиентов и т.д.). |
258 рублей в месяц за польз. |
Автоматизирует процесс записи клиентов, помогает вести их базу, собирать статистику. Имеет модуль ведения складского учета. Предназначена сервисным компаниям: салонам красоты, парикмахерским, школам, учебным центрам и другим. |
От 686 рублей в месяц при оплате за 2 года. |
|
Только онлайн-версия в облаке. Имеет бесплатный тариф для 3 пользователей. Включает модули управления клиентами, продажами, задачами, процессами. Можно подключить телефонию, проводить рассылки и многое другое. Может использоваться в сфере услуг, торговле, строительстве, в рекламных агентствах. |
От 400 р/мес. при оплате за полгода, от 320 р/мес., если платить за год вперед. |
|
Простая CRM для малого бизнеса и небольших команд. Позволяет вести базу клиентов, управлять задачами сотрудников, хранить файлы, общаться. Среди ее преимуществ — низкие тарифы. |
от 189 р/мес. |
|
Включает модули: продажи, маркетинг, сервис, складской учет, финансы. Тестовая версия действует 14 дней. |
От 550 р/мес. |
|
Автоматизирует продажи, ведение проектов, упрощает корпоративные коммуникации. Доступна free-версия с ограничениями по функционалу. |
5190 руб. в месяц. |
|
Одна из лучших CRM для интернет-магазинов. Позволяет управлять обработкой заказов, удерживать и возвращать клиентов, продавать в социальных сетях и мессенджерах, контролировать работу магазина (операционные показатели, статистику продаж). Доступно более 90 интеграций с разными сервисами (CMS, онлайн-кассы и т.д.). Есть бесплатный тариф с ограниченным функционалом (до 300 продаж в месяц, 1 пользователь). |
60 р. за день на 1 польз. |
|
Популярная российская система. Имеет все необходимые функции для автоматизации предприятия, в том числе крупного. Есть free-тариф с ограниченным функционалом. |
От 1743 р/мес. |
|
CRM для B2B-сферы: IT-компаний, фирм, занятых обслуживанием техники и оборудования, ЖКХ, обслуживанием ресторанов, гостиниц, розничных сетей и т.д. Позволяет автоматизировать работу с заявками клиентов, вести учет заказов, управлять задачами и проектами, контролировать сотрудников. Есть чат на сайт. Имеет бесплатный тариф с неограниченным числом пользователей, но сжатым функционалом. |
От 1299 р/мес. |
Внимание! Указанные на CRM цены со временем могут меняться. Стоимость актуальна на момент подготовки обзора.
Какую CRM лучше выбрать и на что обратить внимание?
- Чтобы сделать правильный выбор, составьте список требований к системе. Для этого определите, какие задачи вы хотите решить и что вам нужно. Попробуйте смоделировать, как будете использовать программу. зафиксируйте требования письменно.
- Определите, какой софт уже используете в компании и что вы хотите связать с CRM. Например, 1С, интернет-магазин, онлайн-консультанта и т.д. Проверьте, что выбранная система может интегрироваться с имеющимся софтом. Обычно эта информация находится на сайтах разработчиков.
- Посмотрите список СРМ для малого бизнеса и выберите имеющие необходимые отраслевые решения, нужный функционал и возможности для интеграции. Их много у таких программ, как Мегаплан, Простой бизнес.
- Зарегистрируйтесь на сайтах разработчиков и получите доступ к демо-версии программы. Оцените интерфейс, насколько он простой и понятный.
- Посмотрите цены аренды или покупки коробочной версии. Например, у Простого бизнеса на момент подготовки обзора был бесплатный тариф, а цены платных версий начинались от 2990 руб. в месяц. При этом количество пользователей не ограничивалось. Есть сервисы, где нужно платить за каждого пользователя программы.
- Примите окончательное решение с учетом стоимости владения софтом и его обновления.
ТОП-3 CRM-систем для малого бизнеса
Рассмотрим популярные решения более подробно, отметим их плюсы и минусы.
№1. Мегаплан. На наш взгляд, самая удобная.
Плюсы |
Минусы |
|
|
№2. Простой бизнес. Лучшая CRM для сфер торговли и обслуживания.
Плюсы |
Минусы |
|
|
№3. Самая простая СРМ для малого бизнеса (только управление задачами) — Яндекс.Трекер.
Плюсы |
Минусы |
|
|
Бесплатные CRM для малого бизнеса
В этой части статьи мы собрали сервисы, где есть тарифы, позволяющие использовать софт без оплаты и ограничений по времени.
Название программы и ссылка на нее |
Основной функционал и ограничения бесплатного тарифа |
Есть основные функции. Не ограничивает число пользователей, что встречается в других системах. Ограничения касаются объема хранимой информации, числа клиентов в базе и ряда функций. Они либо урезаны, либо недоступны. На бесплатном тарифе есть техподдержка. |
|
Стандартный набор функций немного урезан. Можно вести 15 проектов. Дисковое пространство ограничено 100 Мб. |
|
Не ограничивает число пользователей на бесплатном тарифе. Функционал урезан. Объем хранимой информации — до 1 Гб. |
|
Бесплатный тариф рассчитан на неограниченное число пользователей, но имеет лимиты. Например, объем хранения и передачи данных – не более 5 Гб. Отсутствует поддержка. |
|
Бесплатная CRM для малого бизнеса доступна без ограничений. Дополнительно можно докупить расширения (склад и документы). |
Как внедрить СРМ на предприятии МСБ?
1. Опишите процессы, которые будет автоматизировать система.
Например, в сфере услуг это может быть: обработка заявок, запись на прием, напоминание о записи и так далее.
2. Составьте техническое задание разработчикам.
В нем необходимо описать:
- Цель внедрения CRM.
- Описание вашей компании, товаров и услуг.
- Процессы, требующие автоматизации.
- Требования к базе клиентов: какие поля должны быть для заполнения информации о покупателях.
- Список отчетов, которые должна предоставлять система.
- Список сервисов для настройки интеграции. Описание данных, которые должны поступать в СРМ, регулярность их обновления.
- Права доступа. Кто из сотрудников должен иметь доступ в систему, с какими правами.
- Иные требования.
Пример ТЗ на внедрение можно посмотреть здесь.
3. Выберите, кто будет заниматься внедрением.
Это может быть собственная ИТ-служба компании, сторонний разработчик (интегратор), специалисты разработчика, фрилансеры и даже сам собственник.
4. Установите и настройте систему. Проведите ее тестирование и заполнение первичными данными.
5. Покажите программу сотрудникам. Проведите обучение персонала. Объясните каждому, где и что необходимо делать. Назначьте ответственного, кто будет помогать другим при внедрении.
6. Подведите итоги.
4 Ответов
Подскажите какую CRM лучше выбрать для активной работы с 1С?
Вадим, из российских систем все известные мне имеют интеграцию с 1С т.к. это популярный разработчик. Рассмотрите Мегаплан или Clientbase.
Подскажите, какая CRM лучше подойдет для сети парикмахерских в небольшом городе?
Вероника, из перечисленных в обзоре, например, Мегаплан, Простой бизнес, Клиентская база.